|
|
Статьи. Ландшафтный глоссарий
П
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Я
Палестра – здание или площадка для физических упражнений в Древней Греции.
Палисад – 1) легкая деревянная трельяжная изгородь. Устанавливается по краям прямоугольных или квадратных боскетов; 2) частокол из бревен, заглубленных в почву, используется для закрепления склонов.
Пальметта – стилизованный пальмовый лист, один из элементов художественного оформления садового партера.
Пандус – слегка наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.
Парадиз – древнеперсидский сад, характерной особенностью которого являлось обилие роз, фонтанов, водоемов.
Парапет – невысокая стенка, служащая ограждением террас, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.
Парк – обширная (обычно больше 10-15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками, скульптурой и т. п. В настоящее время парки рассматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации; они выполняют оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции. Парки подразделяются по назначению на парки культуры и отдыха, детские, спортивные, прогулочные, мемориальные, парки-музеи; по местоположению и использованию населением общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории пойменные, овражные, нагорные и т. д.
Партер – декоративная композиция на горизонтальной (иногда слегка заниженной) плоскости, решенная как открытое пространство, которое оформлено газоном, цветником, водоемом, скульптурой. Партеры подразделяются на цветочные, газонные и кружевные.
Партер английский – разновидность классического садового партера, отличающаяся относительно более простым рисунком, выполненным с помощью газона и песка, иногда с использованием цветов.
Партер кружевной – вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из "мертвых" материалов, обычно на фоне песка. Характерен для периода расцвета классического садового искусства конца XVII начала XVIII в.
Партер наборно-орнаментальный – вид партера кружевного, сочетающегося с поверхностями стриженого газона, фоном обычно служила толченая черепица.
Партерный сад – сад регулярного стиля с доминированием газонных площадей, цветников и водоемов. Деревья и кустарники обычно располагают но периферии куртин и клумб; растения подвергают регулярной стрижке, им придают форму шара, куба, квадрата и т. д.
Патио – внутренний двор жилого дома; композиционно связан с интерьерами зданий и включает такие элементы, как фонтан, декоративный бассейн, каменное мощение и т. п.
Пейзажная планировка – прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в древних садах Китая и Японии, получивший развитие в Англии, Франции, России и других странах XVIII-XIX вв., отличается живописностью групп деревьев, размещаемых на полянах и лужайках, извилистостью дорожек, свободными очертаниями водоемов, водотоков, сохранением (или имитацией) природного, сельского характера местности.
Пейзажный парк – парк (или его часть) для прогулок и созерцания картин "естественной" природы. Отличается свободным расположением дорог, аллей и других элементов планировки, обычно включает обширные водоемы, поляны, рощи, организованные в определенную пространственную систему. К пейзажным можно отнести многие дворцовые и усадебные парки (Павловск, Гатчина, Царицыно), дендропарки (Тростянец и др.).
Перистиль – внутренний дворик с бассейном, фонтаном и цветником, окруженный колоннадой, отличается регулярной композицией, замкнутостью. В Древнем Риме стены перистиля часто расписывались парковыми пейзажами для создания иллюзорного пространства.
Пергола – садово-парковая постройка, состоящая из одного или двух рядов колонн, стоек, поддерживающих горизонтальную решетчатую конструкцию, увитую лианами. Устраивается у входа в сад, над частью аллеи и т. д.
Плантбанд – цветочное обрамление садового партера.
Почвопокровные растения – это преимущественно низкорослые и побегоукореняющиеся красивоцетущие и лиственно-декоративные дикорастущие многолетники, применяемые для цветочно-декоративного оформления, как правило на участках с экстремальными условиями произрастания: на песчаных, галечных и каменистых грунтах, расположенных на солнечных экспозициях или в теневых условиях, на альпийских горках, рокариях и других участках.
Подсвечивание насаждений - прием по искусственному освещению групп и отдельных экземпляров растений в вечернее и ночное время с помощью специальных прожекторов. Подсвечивание заключается в умении выявления выразительных форм, деталей, деревьев, элементов цветников.
Прато – общественный парк средневековья за городскими стенами в виде большого луга с аллеями, озерами для отдыха и игр.
Псевдоготика – художественный стиль, разновидность романтизма, распространившаяся в Европе в конце XVIII начале XIX в. Оказала влияние на архитектуру парковых сооружений, которые имитировали средневековые готические постройки "рыцарские" замки, крепости и т. п. (например, в Александровском парке в Пушкине, в Алупке). В России приобрела специфические черты под влиянием древнерусского зодчества (в парке в Царицыне и др.).
|