Ландшафтный глоссарий

Водные и прибрежные растения

Декоративный садовый пруд

Посадка крупномеров

Хвойные деревья и кустарники

Лиственные деревья

Лиственные кустарники

Создание газона и уход за ним

Значение газонов в современном ландшафте, виды газонов

Создание каменистых садов

Стили каменистых садов

Химические средства защиты сада

Часто задаваемые вопросы

Основные стили садово-паркового искусства

Особенности развития садово-паркового искусства в России

Современные садовые стили

Знаковые растения
 

Основные стили садово-паркового искусства. Часть 3


Пейзажные сады Китая

Вечно зелен, растет
кипарис на вершине горы.
Недвижимы, лежат
камни в горном ущелье в реке.

А живет человек
между небом и этой землей
Так непрочно, как будто
он странник и в дальнем пути.

Чжан Хэн

Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий.

Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады.

У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы.

Считалось, что стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства.

Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий.

Однако лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной.

Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.

Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия.

Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного.

Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний.                                                                                 

Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности.

Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж.

Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены.

Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).

 

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука).          

 

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический.

Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей.

Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Назад - Стили садово-паркового искусства – Вперед



Услуги ландшафтного дизайна О нас Цены Наши работы: ландшафтный дизайн Энциклопедия растений Контакты
© ПрофиЛанд
Яндекс цитирования