Ландшафтный глоссарий

Водные и прибрежные растения

Декоративный садовый пруд

Посадка крупномеров

Хвойные деревья и кустарники

Лиственные деревья

Лиственные кустарники

Создание газона и уход за ним

Значение газонов в современном ландшафте, виды газонов

Создание каменистых садов

Стили каменистых садов

Химические средства защиты сада

Часто задаваемые вопросы

Основные стили садово-паркового искусства

Особенности развития садово-паркового искусства в России

Современные садовые стили

Знаковые растения
 

Основные стили садово-паркового искусства. Часть 5


Мусульманские сады

Нам с гуриями рай сулят на свете том
И чаши, полные пурпуровым вином.
Красавиц и вина бежать на свете этом
Разумно ль, если к ним мы всё равно придем?

Омар Хайям «Рубаи

 


Все в этих садах располагает к неге и томлению – тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы, поющие птицы в золотых клетках, прекрасные наложницы, собранные со всех краев света…

Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.   

Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

Такая форма сада видимо является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки. Таким образом, сад оказывается разделенным на четыре части. Возможно также, что прообразом такой планировки мусульманских садов стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке. Она представляет собой черный камень, встроенный в стену здания кубической формы. Это здание считалось «божьим домом» и в нем еще до возникновения ислама поклонялись Аллаху. Таким образом, квадраты мусульманского сада должны были символизировать присутствие Аллаха и его благословение.

Наиболее законченно и полно идея райского сада – «чор-багх» – воплотилась в гробницах времен династии Великих Моголов.

Примером могут служить мавзолей Хумаюна XVI века и Тадж-Махал XVII века в Индии.

 

 

Еще один замечательный пример – сад XVII века Багх-е Фин близ Кашана, Иран.

 

 

 

В Испании, находившейся в течение семи веков (с VIII по XIV век) под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада, который позднее стал называться мавританским.

 

 

Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов.

Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и  изысканность. Ярким примером мавританских садов могут служить сады Альгамры и Генералифа, расположенные в Гранаде и построенные между 1350 и 1500 годами.

 

В заключение необходимо отметить, что рассказывая о наиболее известных стилях садово-паркового искусства и пытаясь понять причины их возникновения, мы намеренно исключили из рассмотрения целый ряд менее известных и переходных стилей, таких как античный, итальянский террасный, монастырский и др., которые оказали несомненное влияние на формирование основных стилей, но не считаются определяющими в истории развития садово-паркового искусства.

Вера Петрова, ландшафтный дизайнер
2002–2003 год

Список литературы:
1. С. С. Ожегов «История ландшафтной архитектуры», Москва, «Стройиздат», 1993 г.
2. Любен Иванов Стоичев «Парковое и ландшафтное искусство», София, 1962 г.
3. «Иллюстрированная история религии» под редакцией проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей,
4. Издательский отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992 г.
5. Л. С. Васильев «История Востока», Москва, «Высшая школа», 1993 г.
6. М. Мерзликина «Идеальные сады Японии», журнал «Ландшафтный дизайн», № 1, 2002 г.
7. И. Кравченко «Дождь, стучащий по листьям банана. Философия устройства японских садов», журнал «Дом и сад», третий выпуск, 2002 г.
8. Г. Шишкина «Японский сад в конце XX века», журнал «Ландшафтный дизайн», № 1, 2001 г.

Назад - Стили садово-паркового искусства

 

 



Услуги ландшафтного дизайна О нас Цены Наши работы: ландшафтный дизайн Энциклопедия растений Контакты
© ПрофиЛанд
Яндекс цитирования