|
|
Особенности развития садово-паркового искусства в России. Часть 4
Душой задумчивый, медлительно я шел
С годов младенческих знакомыми тропами;
Художник опытный их некогда провел
Увы, рука его изглажена годами.
Е.А. Баратынский «Запустение»
В России второй половины XVIII в. строительство дворянский усадеб приобретает исключительный размах. Указом Петра III «О вольности дворянства» дворянам предоставлялись особые льготы – они освобождались от обязательной службы и получали в свое полное распоряжение большие поместья вместе с приписанными к ним людьми.
Позже Екатерина II, подтвердив эти привилегии дворянства, предоставила им ряд новых льгот.
Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно сельским хозяйством и строительством усадеб.
Усадьбы стали основным местом пребывания помещика-дворянина и быстро приобрели представительское значение.
Усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа, такими объектами, которые отражают не только уровень благосостояния владельца, но и его культурное развитие, духовные идеалы, представления о прекрасном. Образцом устройства усадеб служили царские дворцово-парковые комплексы Петербурга, например, Царское Село, Павловск, Гатчина и Москвы, например, Царицыно, созданные в 70–80-х годах во время правления Екатерины II.
Следует напомнить, что вторую половину XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение – это не просто философское или мировоззренческое учение, это – стиль жизни, который определял литературу, искусство, науку, моду и даже образ мысли человека той поры. В Россию Просвещение пришло двумя путями: через Францию, благодаря личной дружбе Екатерины II с Вольтером и другими французскими просветителями, и через Германию, когда после завоевания Кенигсберга (нынешний Калининград) русские дворяне получили возможность познакомиться с европейской жизнью той поры.
Русское Просвещение принесло яркие и на первый взгляд непохожие друг на друга плоды: в литературе – произведения Фонвизина и Карамзина, в публицистике – острую социальную критику Радищева, в архитектуре – классицизм, в садовом искусстве – пейзажный стиль… Все эти произведения объединяло одно: стремление к добродетели, раскрывающейся в «естественном», «природном». А что же могло быть более «природным», чем сама природа?! Итак, парки теперь разбивались по новому, пейзажному, принципу. Ярой сторонницей нового направления была Екатерина II, которая сама переводила книгу англичанина Чемберса о китайских садах для того, чтобы русские дворяне могли руководствоваться ею при обустройстве своих усадеб.
В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Усадьба рассматривается как своего рода «микрокосм», в котором есть свое ядро, место для работы и отдыха, и, наконец, мир природы, стихия.
Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром, доминантой поместья и располагается обычно на возвышении: у бровки холма, на краю речной террасы или у пруда. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке, таким образом, чтобы поддержать центр ансамбля. Центр выделяется и чисто планировочными приемами. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. Лишь за ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля.
Возникновение данного стиля в России не случайно.
В последние десятилетия XVIII в. особенно активно строятся усадьбы вокруг Москвы.
В отличие от петербургских дворцовых комплексов, которые создавались на свободных территориях, усадебные пейзажные парки Москвы и Подмосковья возникают на месте регулярных садов – Царицыно, Нескучный сад, либо являются их продолжением – Архангельское, Кусково.
По пути создания новых пейзажных парков наряду с поддержанием регулярного сада пошло строительство многих подмосковных усадеб – Абрамцево, Марфино и др.
Вслед за столицами начинается процесс создания пейзажных парков в ближних и дальних провинциях России.
Лишь немногие примеры: в Пензенской губернии – Тарханы, в Орловской – Спасское-Лутовиново; на Украине – Софиевка.
Активное строительство усадеб на всей территории России, высокие требования к качеству работ и престижность профессии архитектора, привели к возникновению целой плеяды выдающихся деятелей искусств и науки, которые и определяли пути развития садового зодчества в этот период. В своих работах А. Т. Болотов, Н. А. Львов, Н. П. Осипов не только пропагандировали преимущества пейзажного стиля, но и утверждали необходимость возникновения самобытных русских садов и парков в противовес «французским» и «английским». Это были высокообразованные люди с энциклопедическими познаниями в мировой и отечественной истории и культуре патриоты своей страны.
Огромной популярностью пользовались статьи Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833), которые он печатал в журналах «Сельский житель», «Экономический магазин». Болотов считал, что русские не должны слепо копировать европейскую садовую моду. Напротив, ее нужно видоизменить в соответствии с традициями и климатом нашей страны. Так появилась его знаменитая концепция «русского сада»:
"…Всего бы благоразумнее было быть нам, колико можно, осторожными и не спешить никак перенимать манеру у других, а паче испытать производить сады собственнаго своего вкуса, и такие, которые бы сообразнее были с главнейшими чертами нашего нравственного характера. Я не сомневаюсь, что таковые сады могли б для нас быть и прочнее и приятнее всех прочих. …Не было б нимало постыдно для нас то, когда бы были у нас сады ни Аглинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда бы мы называть их стали Российскими."
Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным.
Он, как то повелось еще с допетровских времен, представляет собой смесь обоих этих стилей.
Русский сад всегда носил утилитарный характер.
В нем обязательно должны высаживаться плодовые деревья и кустарники, такие как яблони и вишни.
Симметрия не соблюдается в русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она.
Русский сад должен быть дешевым и экономным. В нем не должно быть сложных и дорогих гидротехнических и инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее.
XVIII век был временем, когда провинциальные дворянские усадьбы превращались в один из центров новой культуры. Постепенно в дворянских кругах возникает мода на образованность и интеллигентность. Образованность требует досуга, которого достаточно в деревенском уединении. Возникает традиция приглашать в усадьбу художников, литераторов, музыкантов. Можно утверждать, что великая русская литература и искусство XIX века зародились и выросли в «стенах» русской усадьбы.
Вера Петрова (части I, II, IV); Алла Вронская (часть III)
2003–2004 год
Список литературы:
- Т. Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки» – Ленинград, 1963 г.
- А. Т. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» – Москва, 1986 г.
- Д. С. Лихачев «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» – Москва, 1998 г.
- А. П. Вергунов, В. А. Горохов «Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала ХХ века)» – Москва, 1996 г.
- М. И. Пыляев «Старая Москва» – Москва, «Московский рабочий», 1990 г.
- В. Я. Курбатов «Павловский дворец и парк» – Ленинград, 1925 г.
- А. Н. Петров «Пушкин: Дворцы и парки» – Ленинград, 1969 г.
- В. Н. Талепоровский «Павловский парк» – Петроград, 1923 г.
Назад - Особенности развития садово-паркового искусства в России
|